Философские аспекты глобального развития. Часть 2

  • 0 Ответов
  • 3949 Просмотров

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

*

Оффлайн viktar

  • *
  • 2
  • 0
    • Просмотр профиля
Сложность, противоречивость, невероятное многообразие: - фундаментальные положения, определяющие мировоззрение современного
человека, тем парадоксальнее будет попытка опровергнуть некоторые из них. НТП действительно очень сильно меняет окружающий мир и даже каким будет сам человек через 100 лет (в свете последних достижений биологии и медицины) сказать невозможно и всё же это не повод для абсолютной непредсказуемости. Первый шаг к упрощению будет заключаться в осознании того факта, что решение  экологической проблемы (даже если она и
существует) будет заключаться не в том сможем ли мы изобрести вечный двигатель, а в чём то более доступном.
О всеобъемлющем решении столь масштабной задачи сейчас речи не идет. Проблема в том, что при всём современном могуществе мы не в состоянии достигнуть хотя бы "положительного сальдо" в развитии ситуации. Пусть в сотых долях процента (пусть даже в тысячных долях) но отсутствие необходимого баланса позволяет развеять миф о каких бы то нибыло  "невероятных"  достижениях человека. Различными исследователями уже давно высказывается мысль что НТП развивается независимо от человека и экологический кризис (по сути совершенно иной сюжет) возможно единственная преграда на этом пути, когда нам придётся проявить некие особые качества.
Такие абстрактные рассуждения не лучше и не хуже других. Возможно для потомков этот нюанс будет так же важен как для современных археологов признаки вторичной обработки на орудиях труда древнего человека. В современных условиях отсутствие даже приблизительного представления о таком аспекте движения вперёд можно назвать существенным недостатком естествознания.
Теперь, когда наше мировоззрение твёрдо опирается на законы природы, можно утверждать что отсутствие перспективы в каком либо вопросе это, прежде всего, недостаток выбранной точки зрения. Пусть даже через тысячу лет, но нам придётся изменить отношение к окружающему миру. Очевидно что предпосылки для такого шага должны закладываться в том числе и в наши дни. Скептическое отношение к действительности предполагает что сейчас этого не происходит.
Трудно сказать на сколько применимо слово  "решение" в данном контексте (очевидно что несколько лет оптимизма на пути преодоления глобальных преград нас не устроят, кроме того придётся учитывать обстоятельства о которых сейчас просто ничего не известно), и тем не менее, среди огромного многообразия всевозможных определений мы с полным правом можем назвать собственную эпоху как время решения неразрешимых задач (надо ли перечислять вещи которые раньше казались воплощением абсурда).  Гипотеза, что существуют естественные законы которыми мы пренебрегаем определённо внесёт коррективы в современное мировоззрение.
Точные ответы на некоторые вопросы нам недоступны, но  существующие противоречия, без сомнения, являются частью объективной реальности. Что есть борьба, а что есть единство противоположностей? Если основа всего цикличность, волнообразность развития цивилизации, в какой фазе цикла, на какой  стороне волны мы находимся сейчас? Если в данный момент мы переживаем всеобщий подъём со своими  "издержками", неужели экологический кризис это и есть триумф человеческого сознания? А если всё же без лишней натяннутости исходить из того что ситуация в корне противоположная? Неоднозначность оценки, в каком то смысле, является основной предпосылкой для продолжения поиска. Обсуждению подлежит ещё один спорный аргумент - очевидность. Садясь за руль автомобиля нам нет никакого дела до многообразия систем отсчёта (движения Земли вокруг Солнца, вращения её вокруг своей оси и т. д.) есть только желание и
элементарные навыки управления (навыки, которыми способен овладеть даже ребенок). В организме человека контроль за важнейшими функциями жизнедеятельности вообще "задвинут" в область бессознательного.
Прямолинейные аналогии здесь неуместны, однако контраст с механизмом общественного развития настолько велик, что по крайней мере возникает сомнение на сколько естественна существующая противоречивость окружающего мира.
Несоответствие темпов развития НТП и социального мира - основа всех недоразумений в современном обществе. От того, сможем ли мы влиять на эту пропорцию во многом будет зависеть наше будущее благополучие. Если предположить что в объективной реальности существует гармония о масштабе которой мы сейчас просто ничего не знаем, размышления о перспективах развития в любом исходном состоянии перестают быть пустой тратой времени.
 Если в объективной реальности имеет место какой либо недостаток, как изменится ситуация если этот недостаток будет устранен? Как, например, будет развиваться общество если противоположности станут дополнять друг друга (при том что мы находимся сейчас в  "противоположном секторе")? Такие философские вопросы безусловно раздвигают границы сознания. В этом новом пространстве можно «вычислить» алгоритм решения любой задачи.
Тот факт что путь бесконечных компромисов уже сейчас не даёт ожидаемого эффекта (в целом)  подталкивает к выводу что нам ещё предстоит познать бесконечное многообразие окружающего мира. Возможно там "за линией горизонта" изменится само представление о компромисе как способе развития общества. Это тот самый случай когда точные ответы на многие вопросы не так уж и важны. Отсутствие предпосылок и внезапное их появление, переход от одного состояния к другому:- суть "математической модели" идеального решения экологической задачи в самых неблагоприятных условиях.
Можно только гадать что подумал бы наш далёкий предок если бы увидел автомобиль или компютер. На первый взгляд трудно даже представить о каких новых обстоятельствах может идти речь в данном случае, тем не менее, ответ во многом зависит от формулировки вопроса. При всех очевидных обстоятельствах попытаемся представить как будет развиваться общество если некоторые проблемы полностью исчезнут с социального горизонта. Например, "какие шансы"  будут у экологической проблемы если её решение станет выгодным с экономической точки зрения? Целенаправленный поиск нестандартных подходов к проблеме взаимодействия человека и окружающего мира в современных условиях кажется частью бесконечного пути. Попытка преодолеть этот стереотип будет первым шагом в заданном  направлении.
Так же как нельзя дважды войти в одну и ту же реку невозможно всё правильно понимать но неправильно поступать. Прежде всего вспомним как часто в истории естествознания возникали подобного рода затруднительные ситуации. Какими  "непробиваемыми" казались в своё время аргументы древних схоластов:- "тело падает вниз, потому что его место в центре земли", "железо ковко потому что такова его сущность",  "вода движется за поршнем насоса потому что природа боится пустоты". В каких пещерах сидели бы мы до сих пор если бы не пытались опровергнуть подобные  "аксиомы"? (К слову, как показала история, новые экологические ниши оказались более ёмкими, более удобными. Сейчас собирательство и охота это всего лишь увлечения). В бесконечном  многообразии окружающего мира, иногда кажется, можно найти подтверждение любой теории, тем не менее, существуют обстоятельства, которые даже при очень большом желании трудно назвать нестандартными.
В новой системе координат нам придется полностью раскрыть свой потенциал, достигнуть максимально возможной самореализации. Непрерывный экономический рост (основа благополучия в современном понимании этого слова) в новых условиях, вероятно, будет самой сложной  "технической" задачей для будущих поколений. Маловероятно что на современном уровне развития точных наук мы допускаем ошибку в каких либо математических расчетах. При этом в некоторых задачах достаточно неверно определить центр тяжести чтобы решение стало невозможным.  «В общем виде» попытки анализа существующего положения, если можно так выразится, противоречат научному подходу так как в данном случае у нас нет представления о диапазоне возможных решений.
 Так ли всё это необычно как кажется на первый взгляд? Ведь, в каком то смысле, мы уже определили границы реального мира. «Абсолютный ноль», «идеальный газ», «скорость света»: - всё это величины к которым  человечеству суждено стремиться на протяжении всей своей истории, но преодолеть которые оно никогда не сможет. Невозможно, например, создать сверхидеальный газ так как, для начала, непонятно что это такое. (Может быть с наличием подобных величин и связаны грандиозные достижения современного естествознания). Попытка выстроить нечто подобное в социальном развитии позволит уточнить направление движения.
Сущность современного мира по прежнему заключена в естественных законах. Лейтмотив данной точки зрения состоит в том что связь между различными аспектами современной жизни носит абсолютный характер. Природа, общество, НТП...,  различные аспекты взаимодействия этих слогаемых в целом и специфические особенности каждого из них по отдельности определённо содержат в себе ответы на все вопросы. Что то мы упускаем в своих стройных теориях.
В размышлениях на философские темы часто трудно найти точки соприкосновения с реальной жизнью. В данном случае заслуживает внимания тот нюанс, что своеобразным фундаментом существующего положения дел выступает не физика, не матиматика, и не прочие «упрямые факты», а то что в определенных кругах зовется не иначе как "искусство убеждать" (по сути болтология) речь об экономике[3]. Уточним, что уже сейчас основная сложность заключается не в отсутствии каких либо технологий, а в отсутствии возможности применить их там где это необходимо. Преодоление этой преграды откроет перед нами неограниченные возможности.
Не надо быть философом чтобы заметить смену времен года и сделать соответствующие выводы. Диалектика развития природы и общества - всегда ли это одно и то же? Трудно представить что когда нибудь современную технику назовут примитивной, так же как и то что мировоззрение современного человека предопределено отсутствием выбора. Вопрос "Куда влечёт поток событий?" всегда занимал особое место в сознании человека и может быть именно сейчас, как никогда ранее, мы близки к ответу на него. 
Сколь угодно отдаленная перспектива не меняет сути противоречий. Можно утверждать что разные темпы развития НТП и социального мира это прежде всего следствие, пусть и абстрактной, но всё таки ошибки в суждениях о природе вещей. Логика прогресса, от колеса  до компьютера, настойчиво подталкивает к выводу что данная проблема ничем не выделяется из ряда задач на бесконечном пути познания.


Литература:

[1] Donella H. Meadows, Dennis L. Meadows, Jorgen Randers, William W. Behrens III «The Limits to Growth» (1972г)

[2] E.Von Weizsacker, A.B.Lovins, L.H.Lovins. «Factor Four: Doubling Wealth-Halving Resource Use.» The New Report to the Club of Rome. (1997г)

[3] Donald N. McCloskey  «The Rhetoric of Economics» Madison, University of Wisconsin Press.  (1985г)

 

С быстрым ответом Вы также можете использовать BB код и смайлы.

Имя: Email:
Визуальная проверка:
Введите цифры выделенные жирным: 365465346: