Теперь гонись за жизнью дивной!
И каждый миг в ней воскрешай.
На каждый звук ее призывный
Отзывной песнью отвечай!
«Из эпиграфа к
«Стихотворениям Лермонтова»»(Беля)
"Завышенные требования? Нет, просто учился - на ПРЕКРАСНОМ..." (с)
Пришло на ум...
Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ
ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ
"Мы уже сказали раньше, что красота есть идея. Теперь мы должны добавить, что красота и истина суть одно и то же, ибо ПРЕКРАСНОЕ должно быть истинным в самом себе. Но столь же верно, что истинное отличается от прекрасного. Истинна именно идея, как она существует и мыслится в качестве идеи согласно своему в-себе-бытию и всеобщему принципу. Если это так, то не ее чувственное и внешнее существование, а лишь всеобщая идея в нем имеет значение для мышления. Однако идея должна и внеш-не реализовать себя и приобрести определенное наличное существование в качестве природной и духовной объективности. Истинное как таковое также и существует. По-скольку оно непосредственно существует для сознания в этом своем внешнем бытии и понятие непосредственно остается в единстве со своим внешним явлением, идея не только истинна, но и прекрасна. Таким образом, прекрасное следует определить как чувственное явление, чувственную видимость идеи. В красоте чувственное и вообще объективное не сохраняет в себе никакой самостоятельности внутри себя, а должно от-казаться от непосредственности своего бытия, так как это бытие является лишь суще-ствованием и объективностью понятия и положено в качестве реальности, которая во-площает понятие как находящееся в единстве со своей объективностью и которая по-тому в этом объективном существовании воплощает саму идею.
а) Вследствие этого рассудку невозможно постигнуть красоту. Рассудок не про-никает в это единство, а всегда удерживает его различия в их самостоятельности и раз-деленности, поскольку ведь реальность есть нечто совершенно другое, чем субъектив-ное, и мы не имеем права соединять такие противоположности. Таким образом, рассу-док всегда останавливается на конечном, одностороннем и неистинном. Прекрасное же, напротив, бесконечно свободно внутри самого себя. Если оно и может иметь особенное и, следовательно, опять-таки ограниченное содержание, то последнее все же должно являться в своем наличном бытии как бесконечная целостность внутри себя и свобода. Ибо прекрасное есть всецело такое понятие, которое не противопоставляет себя своей объективности и не ставит себя в односторонне конечную и абстрактную противопо-ложность к последней, а смыкается со своей предметностью и бесконечно внутри себя благодаря этому имманентному единству и завершению.
Точно так же понятие, одушевляя реальное внешнее бытие, внутри которого оно находится, благодаря этому свободно в данной объективности, находится в ней у само-го себя. Ибо именно понятие не позволяет внешнему аспекту красоты следовать само-стоятельно своим законам, а определяет из себя свои обнаруживающиеся в явлении расчленение и облик, которые в качестве согласия понятия с самим собою в его налич-ном бытии как раз и составляют сущность прекрасного. Скрепляющей же связью и си-лой является субъективность, единство, душа, индивидуальность.
I. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ЗАЩИТА ЭСТЕТИКИ
1. Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве
(…) В обычной жизни люди привыкли говорить о красивом цвете, красивом не-бе, красивой реке, красивых розах, красивых животных и еще чаще – о красивых людях. Не углуб¬ляясь пока в споры о том, в какой мере допустимо приписывать подобным предметам качество прекрасного и ставить тем са¬мым прекрасное в природе рядом с красотой искусства, мы уже сейчас можем отметить, что художественно прекрасное выше природы. Ибо красота искусства является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа, и насколько дух и произведения его выше природы и ее явлений, на-столько же прекрасное в ис¬кусстве выше естественной красоты.
Более того, формально говоря, какая-нибудь жалкая вы¬думка, пришедшая в голову человеку, выше любого создания природы, ибо во всякой фантазии присутствует все же нечто духовное, присутствует свобода. Конечно, по своему содержа¬нию солнце, например, является абсолютно необходимым мо¬ментом, а вздорная выдумка как что-то случайное и преходя¬щее быстро исчезает. Но такой образец природного существо¬вания, как солнце, взятый с точки зрения для-себя-бытия, есть нечто безразличное, не свободное внутри себя и лишенное са¬мосознания. Когда же мы рассматриваем солнце в его необхо¬димой связи с другими подобными существованиями, мы не берем его с точки зрения для-себя-бытия и тем самым не рас¬сматриваем его как нечто прекрасное.
Высказав ту общую истину, что дух и связанное с ним художественно прекрас-ное выше красоты в природе, мы, разу¬меется, еще ничего или почти ничего не сказали, ибо «выше»– это совершенно неопределенное выражение. Оно предполагает, что пре-красное в природе и прекрасное в искусстве находятся как бы в одном и том же про-странстве представления, так что между ними существует лишь количественное и, сле-дователь¬но, внешнее различие. Однако высшее в смысле превосходства духа (и порож-денной им красоты художественного произведе¬ния) над природой не есть чисто отно-сительное понятие. Только дух представляет собой истинное как всеобъемлющее нача-ло, и все прекрасное лишь постольку является истинно прекрасным, поскольку оно причастно высшему и рождено им. В этом смыс¬ле прекрасное в природе – только реф-лекс красоты, принад¬лежащей духу. Здесь перед нами несовершенный, неполный тип красоты, и с точки зрения его субстанции он сам содержится в духе. (…) и т.д.
PS: Я думаю, то, что ты писал, было не менее прекрасно... ::
)) Может, поспешил? :( И, может, всё-таки как-нибудь познакомишь хоть с одним примером своего творчества? Если же нет, то ты навсегда останешься в моей памяти, как один из первых моих профессиональных (именно!)критиков... Что касается меня, то я собираюсь ТВОРИТЬ и дальше... Может, когда ещё и услышишь обо мне...