5
« : 16 Июля 2007, 01:10:22 »
Мне, например, очень нравится Ларс Фон Триер! Вот, если вы не знаете:
Ларс фон Триер один из немногих современных европейских режиссёров, который уже сейчас может примерить на себе звание "живого классика". Трудно, почти невозможно, представить себе последнее кинодесятилетие ХХ века без "Европы", "Идиотов", "Танцующей в темноте". Каждая новая работа этого датчанина неизменно вызывает фестивальный переполох, продолжительные дискуссии, а зачастую, и скандалы.
Триер никогда не повторяется, постоянно пишет манифесты, любит лицедейничать, страдает множеством фобий - вот тот набор характеристик, который известен не только поклонникам режиссёра, но и любому, уважающему себя, киноману. Мифотворчество - неотъемлемая часть не только Триера-художника, но и Триера-человека. Источником большинства легенд о "датском вундеркинде" является он сам. Все они, косвенно или явно, помогают нам лучше понять его фильмы, те "внутренние страхи", которые ему приходится преодолевать на съёмках своих картин.
В 1991 году Триер "выходит в свет" с интернациональной датско-шведско-франко-немецкой "Европой". Но Каннское жюри во главе с Романом Поланским предпочло братьев Коэн с их неутомимым и бесстрашным писакой "Бартоном Финком". Со слов очевидцев, на банкете посвящённом закрытию фестиваля Триер учинил форменный скандал, поклявшись, что никогда больше не ступит на легендарную красную дорожку. И его можно понять. "Европа" при всей своей тяжеловесности и очевидном эстетстве является творческим итогом семилетней, кропотливой работы режиссёра. "Элемент преступления", "Эпидемия" и "Европа" образуют трилогию лейтмотивом которой является некая Зона, атмосфера упадка и декаданса. Первые две, из вышеперечисленных лент, наделали немало шума в Дании.
В "Элементе преступления", полнометражном дебюте режиссёра, с его отсылками к голливудскому визионерству и "Эпидемии", эксплуатирующей сюжет многих американских фильмов ужаса, зритель увидел европейский ответ засилью Голливуда. При использовании заокеанских киноштампов Триер вносил в свои ленты неуловимый аромат послевоенного европейского кинематографа и "Европа", по его замыслу, являлась заключительным, и самым внушительным, аккордом этого глобального, во всех отношениях, замысла. Но, как не странно, она была отвергнута своей тёзкой, проиграв при этом всё тому же, хоть и независимому, американскому кинематографу.
В 1994 году Триер снимает четырёхсерийный телевизионный фильм "Королевство", который сразу же был объявлен "европейским ответом на "Твин Пикс". Успех был настолько велик, что в 1997 году режиссёр делает продолжение полюбившегося зрителям сериала. Между этими съёмками Триер сделал картину, которая поставила его в один ряд с Бергманом и Феллини. "Рассекая волны" сразу и бесповоротно был признан шедевром. История женщины готовой пойти на всё ради своей любви к мужу и Богу, потрясла весь мир. Триер применяет новаторские методы съёмок - имитация телерепортажа, эксперименты с цветовой палитрой фильма. На этот раз Канны не устояли - "Рассекая волны" получает Золотую пальмовую ветвь, но Триер держит обещание данное им в 1991 году - вместо слов благодарности, он присылает в Канны свою фотографию в шотландской юбке намекая на место действия картины.
Спустя два года он всё же появляется на фестивале, что уже само по себе стало сенсацией. Но шикарным апартаментам режиссёр предпочёл синий микроавтобус с надписью "Идиоты". Центральная лента манифеста "Догма 95" диктует новые правила, по которым нужно снимать кино. В этой работе он достигает вершин манипуляции зрителем, пафосность с которой сделаны некоторые сцены, заслоняют собой ироничный тон режиссёра. Триер играет, дурачит всех нас, в то же самое время создавая сильнейший эмоциональный заряд, энергетику которого ощущаешь на протяжение всей картины.
2000 год можно по праву считать годом Ларса фон Триера. "Танцующая в темноте" получает сразу несколько наград, в том числе и главный приз Каннского кинофестиваля. Заявленный как мюзикл фильм оказывается очередной холодной манипуляцией над чувствами зрителей. Давно не случалось события, которое обсуждалось бы столь горячо и вызывало бы столь полярные мнения: от экзальтированных восторгов до проклятий и обвинений в художественной безграмотности. Притчей во языцах становится конфликт между Триером и Бьорк. Между тем, отдавая должное блистательной игре исландской певицы и умелой режиссуре, нельзя не заметить надрывную сентиментальность сюжета и совершенно не прописанные роли Катрин Денёв и Питера Стормайера.
В данный момент полным ходом идут съёмки фильма "Dogsville" с Николь Кидман в главной роли. Премьера должна состояться в мае 2003 года, конечно же, на Каннском кинофестивале. Что нового преподнесёт зрителям этот датский режиссёр остаётся только гадать, но в одном сомневаться не приходиться - равнодушных не будет.